Индустриальный способ строительства автомобильных дорог в России, с устройством цементобетонных покрытий по технологии постнатяжения из изготовленных на отечественном оборудовании предварительно напряженных пазогребневых труб.
В принятой Стратегии промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 868-р намечена "дорожная карта" по наращиванию объемов строительства дорог с цементобетонным покрытием - к 2026 году строительство дорог с цементобетонным покрытием должно составлять 50% от всего объема строительных работ.
По итогам совещания Правительства РФ (05.02.2019 г.) о развитии производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения реализации национального проекта "Жилье и городская среда" даны поручения Минтранс России. Минстрой России, Минпромторг России и Минэкономразвития России предоставить в Правительство Российской Федерации предложения по увеличению объемов строительства автомобильных дорог с применением цементобетонных покрытий с учетом оценки их экономической эффективности.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 658 от 30.05.2017 г. нормативные межремонтные сроки эксплуатации автодорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия увеличены до 12 лет ( было 4-8 лет в зависимости от категории автодороги и интенсивности движения), по капитальному ремонту увеличены до 24 лет (было 10-18). Проектирование и строительство дорог должны соответствовать новым нормам.
В ходе пленарного заседания участники конференции "Цементобетонные покрытия автомобильных дорог России: тенденции и точки роста" (ноябрь 2017 г.), проходившая при поддержке МАДИ и медиахолдинга РБК, обсуждали формы взаимодействия государства, науки и бизнеса при строительстве цементобетонных дорог. "Цементобетон однозначно эффективен для решения многих вопросов. Применение цементнобетонное технологии позволяет увеличивать срок эксплуатации дорог без капитального ремонта. Согласно постановлению Правительства, межремонтные сроки службы автомобильных дорог должно составлять 24 года, и без применения цементобетонной технологии эту задачу просто не решить. В Российской Федерации есть цементобетонные дороги, которые, находясь под интенсивными нагрузками, эксплуатируются уже 30 лет без капитального ремонта. Объем работ по их содержанию незначительный", - отметил И.Ю. Зубарев, заместитель председателя правления по проектированию и инновационным технологиям ГК "Автодор".
Из выступлений президента Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессора, заведующего кафедрой "Строительства и эксплуатации дорог" МАДИ В.В. Ушаков на 17-й межрегиональной конференции Ассоциации "РАДОР" "Прогрессивные технологии ремонта и содержания автодорог", 07 апреля 2021 г.: "Для повышения сроков службы дорожных одежд и покрытий требуется применение долговечных материалов и современных технологий строительства автомобильных дорог. Требуется широкое применение в практике дорожного строительства грунтов, укрепленных минеральными и комплексными вяжущими, а также цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд".
На сегодняшний момент строительство автомобильных дорог с применением цементобетонного покрытия осуществляется монолитным и сборным способами. Монолитное покрытие - это процесс с большим количеством современной дорожной техники, преимущественно, иностранного производства, с сокращением работ при минусовых температурах, ограничением движения из-за набора бетоном необходимой прочности. Нарушение технологии производства работ может привести к появлению сегрегации (расслоение) бетонного раствора, из-за чего крупные минеральные частицы после укладки могут оказаться преимущественно снизу, а мелкие частицы сверху, что повлечет снижение износостойкости поверхности дорожного полотна. В сложных климатических условиях на территории Канады, США, Швеции и ряда других стран выполняют строительство дорог из сборных преднапряженных пазогребневых дорожных плит с постнапряжением, так как оно более эффективно по сравнению с другими технологиями.
Разработанные 25 лет назад специалистами машиностроительного завода ЗАО "Рекон" (г.Чебоксары), технологические линии, оснащенные универсальным стендом по выпуску преднапряженных конструкций, двухбункерным вибробетоноукладчиком, адресной подачей бетона и полным набором технологической оснастки и размещаемые на небольшом заводе вблизи строительства дорог в России, обеспечивающего качественные покрытия с межремонтным сроком службы более 25 лет.
Благодаря внедрению стендового метода изготовления преднапряженного железобетона как в закрытых цехах заводов, так и на заводах "полигонного" типа, стало возможным небольшим количеством работников цеха (6 человек) выпускать на одном стенде до 40 тыс. кв. м плит в год. Укладка бетона автоматическим двухбункерным вибробетоноукладчиком может быть выполнена послойно двумя марками бетона и после уплотнения не подвергать каким-либо воздействиям. Подбор бетона может быть осуществлен с подогревом или без него. Укладка бетона вибробетоноукладчиком допускает использование бетона с различными техническими характеристиками, обеспечивая качественную верхнюю поверхность конструкций для дорожного строительства.
Универсальное оборудование ЗАО "Рекон", на котором по российской технологии выпускаются конструкции для индустриального строительства и жилья, и дорог, постоянно совершенствуется и достойно конкурирует с иностранным оборудованием, доступнее по цене и предлагаемым возможностям. На сегодняшнее время большинство заводов, оснащенных импортным оборудованием, не вышло на проектные мощности из-за отсутствия спроса в регионе в таком объеме. А поставки ЖБИ в другие регионы из-за увеличения транспортных расходов, которые могут составлять до 90% стоимости продукции, делает производство стройматериалов убыточным. Решение данной проблемы - мощность оборудования определяется потребностями конкретного субъекта РФ.
Готовое к отправке оборудование комплектуется на производственной базе ЗАО "Рекон" в присутствии заказчика. Специалисты ЗАО "Рекон" выполняют гарантийное и постгарантийное обслуживание, проводят обучение.
С принятием положительного решения на ранее установленные на 100 заводах России и стран СНГ будет произведено технологическое дооснащение универсального стенда под выпуск пазогребневых дорожных плит до 3,5 тыс. км в год.
Положительный результат строительства цементобетонного покрытия с постнапряжением из предварительно напряженных пазогребневых плит оценят жители Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где сложные грунты и суровый климат с коротким периодом теплого времени года.Свободное нахождение изолированных прядей арматуры внутри каналов плит обеспечивает линейное расширение и сжатие полотна дороги при температурном режиме от -60 С до +40 С. Данное технологическое решение обеспечит отсутствие капитального ремонта 25-30 лет.
Индустриальное строительство дорог на "вечной мерзлоте", не нарушая верхнего слоя тундры.
По данным исследований даже незначительное (порядка 10 кг/см) предварительное напряжение бетонных плит толщиной 12-20 см обеспечивает высокую эксплуатационную надежность дорожного полотна при интенсивном движении транспорта. При этом напряжение каждого стального каната составляет в среднем 5-30 тс, что обеспечивает повышенную несущую способность и эксплуатационные характеристики дорожного покрытия на слабых грунтах.
Одним из преимуществ предлагаемой технологии скоростного строительства дорог является возможность ее реализации при отрицательных температурах и атмосферных осадках. Дорожное покрытие из плит с последующей канатной стяжкой снижает требования к дорожному основанию: нет необходимости добавлять гравий, не требуется большого объема земляных работ и перемещение больших объемов грунта. При монтаже в стыки плит заливается герметик. Постнапряжение исключает влияние температурных и усадочных процессов, когда стянутые плиты работают как одна система и нагрузки на одну плиту передаются на соседние плиты, увеличивая тем самым допустимую эксплуатационную нагрузку. Сверху на бетонные плиты наносится серобитумное или битумное покрытие с гравийной крошкой, или тонкий слой асфальта.
Распоряжением Правительства РФ от 06 апреля 2017 года № 630-р "О плане мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" намечена "Разработка и актуализация национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил по результатам проведенных испытаний с использованием сети наблюдательных станций, испытательных и экспериментальных полигонов, включая эталонные участки автомобильных дорог в различных дорожно-климатических зонах Российской Федерации, в целях расширения применения современных и инновационных дорожно-строительных материалов" (п.4 Плана мероприятий по реализации Стратегии).
В официальном сообщении Федерального дорожного агентства говорится: "по заданию Росавтодора в рамках работ по актуализации нормативной базы в области применения каменных материалов было разработано 20 новых ГОСТов , которые учитывают действующие международные стандарты. В период до 2022 года Федеральному дорожному агентству предстоит разработать и утвердить еще более 80 новых нормативно-технических документов, в рамках утвержденной приказом Минтранса РФ "Перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства".
В феврале 2018 г. Национальным объединением строителей утвержден стандарт организации СТО Нострой 2.25.219-2018 "Устройство и капитальный ремонт сборных цементобетонных покрытий". Действие стандарта распространяется на автомобильные дороги общего пользования III, IV, V категорий по ГОСТ 33382 со сборными цементобетонными покрытиями. Руководителем разработки данного стандарта являются президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой "Строительство и эксплуатация дорог" МАДИ В.В. Ушаков, кандидат технических наук Л.А. Хвоинский.
Благодаря вибропрессованию решается проблема монолитного покрытия дорог - сегрегация бетонного раствора, и меньшими затратами на строительство и эксплуатацию дорожного покрытия. В зависимости от результата инженерно-изыскательный работ и условий эксплуатации автодороги проектировщиком производится расчет толщины и состава дорожного основания, количество расхода арматуры на 1 м2 дорожного покрытия, тип используемой арматуры для предварительного напряжения и постапряжения, выдерживающей нагрузку более 30 т на ось металла благодаря использованию преднапряжения, заводской и входной строительный контроль качества продукции.
В малых городах и поселках городского типа России практически отсутствуют передовые технологии строительства. Наличие в малых городах завода с гибкой технологией позволит использовать в регионе собственные трудовые ресурсы и оперативно с минимальными затратами доставлять элементы конструкций на строительные объекты. Это существенно снизит себестоимость строительства и положительно повлияет на занятость населения. Для малых городов специалисты ЗАО "Рекон" разработали специальное предложение - это изготовление за 1,5-2 месяца универсальной технологической линии по выпуску широкой номенклатуры ЖБИ мощностью 15 тыс. кв. м общей площади в год с возможностью быстрой переналадки под выпуск предварительно напряженных пазогребневых плит. Площадь цеха - 720 кв.м., численность персонала - 10 человек, потребляемая мощность электроэнергии - 150 кВт/ч. При наличии рынка сбыта возможно увеличение мощности в 2-3 раза путем установки.